Main Menu

Иисус Христос, Айтматов и его персонажи

В снятом режиссером Геннадием Базаровым документальном фильме «Чингиз Айтматов»герой ведет неторопливое раздумчивое повествование с отголосками философской концепции прошлого. Особое внимание уделяется фигуре трубача, который исполняет музыкальное произведение Дмитрия Шостаковича, друга писателя. Именно под его музыку Айтматов идет уверенным шагом к установленному на возвышенности кресту с распятым Иисусом Христом. Такое сочетание разных культур и религий неудивительно, так как все творческие люди стремятся к совершенству и духовности, а Библия всегда была и остается проводником в мире нравственности, культуры и веры. Кроме того, в судьбах Мессии и нашего великого писателя прослеживается немало общего: оба были борцами за единство мыслей и дел, за труд и истину во всем.

Отдавая дань Библии, Чингиз Айтматов в своем последнем ро­мане «Когда падают горы» («Веч­ная невеста») пишет: «За преде­лами Слова нет ни Бога, ни Все­ленной, и нет в мире силы, пре­восходящей жаром пламя и мощь Слова». Вдохновением для этих строк послужило начало ве­ликой книги: «Сначала было Сло­во. И слово было о Боге. И слово было Бог».

И Айтматов, и Христос доно­сили свои идеи людям через сло­во. По помыслам они были ду­ховными близнецами. Оба счита­ли, что в стремлении к истине нет границ ни во времени, ни в про­странстве. Оба сходились во мнении, что смысл бытия может быть познан только через лич­ность человека, так как именно человек является центром Все­ленной. Во главе угла стоял тру­женик с твердой жизненной пози­цией, сильный духом и высоко­нравственный. В столкновении вечного и преходящего раскры­вается его личность, обретается духовное богатство.

Айтматов считал, что вовсе не технический прогресс и повы­шение уровня жизни должны быть целью жизни индивидуума, а поиски истины и морали, пусть даже через жертвенность, как это было с Иисусом Христом. Эта идея движет героями его произ­ведений — Бостоном, вечным тру­жеником, Дуйшеном — учителем, который отважился учить детей полудиких туземцев, большими тружениками были также Тана- бай и Буранный Едигей. На таких людях, по задумке автора, дер­жался порядок, они были голо­сом совести своего народа.

Такие личности не остаются незамеченными. Экс-президент КР Роза Отунбаева на церемо­нии открытия мемориала писате­ля подчеркнула: «Давайте жить по примеру созданных Айтмато­вым героев». Эти образы вот уже много десятилетий восхищают читателей, заряжая своим пози­тивом и красочным внутренним миром. Один из читателей так отозвался о повести «Первый учитель»: «Когда я читал это про­изведение, мне хотелось каждое слово положить себе в карман».

Отрадно, что произведения писателя включены в школьные программы некоторых госу­дарств. Это дает надежду на ду­ховное воспитание подрастаю­щего поколения.

К сожалению, при жизни ве­ликого современника многие со­отечественники не понимали его идей и старались очернить и ок­леветать мастера слова. Все это можно назвать «великокыргыз­ским трайбализмом» и «завис­тью». Однако «великий Гулливер» не поддался нападкам «лилипу­тов». Надо отметить, что автор этих строк также написал статью в защиту писателя под названи­ем «И великан уязвим» («Свобод­ные горы», 1993).

Писатель предугадал, что в эпоху развитого капитализма ду­ховные ценности отойдут на зад­ний план, уступив место алчнос­ти, жестокости и рыночным отно­шениям. В последнем романе он описывает реалии дня нынешне­го — деградацию общества, уход таких ценностей классики, как му­зыка, опера и балет, драма и ли­тература. Их вытеснила субкуль­тура, нацеленная на широкие массы, безумные глаза и шоу- бизнес. Так называемые критики обрушились даже на замечатель­ную оперную певицу Эльнуру Самарбекову, которая олицетворя­ет собой прелесть родных краев и красоту кыргызских женщин, — нежная и стройная, как кипарис.

Чингиз Торекулович грустно размышлял: «Очень много думаю о разных вещах — о своей жизни, о жизни общества, которое пере­живает поразительные измене­ния. Все ценное, что было, оказа­лось выброшенным, как хлам».

Отвечая на вопрос журналис­та российской газеты «Ведомос­ти» М. Кучерской, почему героям произведений неуютно в своем обществе, Айтматов подчеркнул: «Это два параллельных неравно­мерных процесса. В любой эпохе есть то, что нужно переосмыс­лить».

Все вышесказанное дает по­нять, что жизненные пути писате­ля и христианского мученика не просто совпадают, но и дополня­ют друг друга, даря надежду на лучшее будущее.

 

Сатынды САМЫКБАЕВ.






Добавить комментарий