Иисус Христос, Айтматов и его персонажи
В снятом режиссером Геннадием Базаровым документальном фильме «Чингиз Айтматов»герой ведет неторопливое раздумчивое повествование с отголосками философской концепции прошлого. Особое внимание уделяется фигуре трубача, который исполняет музыкальное произведение Дмитрия Шостаковича, друга писателя. Именно под его музыку Айтматов идет уверенным шагом к установленному на возвышенности кресту с распятым Иисусом Христом. Такое сочетание разных культур и религий неудивительно, так как все творческие люди стремятся к совершенству и духовности, а Библия всегда была и остается проводником в мире нравственности, культуры и веры. Кроме того, в судьбах Мессии и нашего великого писателя прослеживается немало общего: оба были борцами за единство мыслей и дел, за труд и истину во всем.
Отдавая дань Библии, Чингиз Айтматов в своем последнем романе «Когда падают горы» («Вечная невеста») пишет: «За пределами Слова нет ни Бога, ни Вселенной, и нет в мире силы, превосходящей жаром пламя и мощь Слова». Вдохновением для этих строк послужило начало великой книги: «Сначала было Слово. И слово было о Боге. И слово было Бог».
И Айтматов, и Христос доносили свои идеи людям через слово. По помыслам они были духовными близнецами. Оба считали, что в стремлении к истине нет границ ни во времени, ни в пространстве. Оба сходились во мнении, что смысл бытия может быть познан только через личность человека, так как именно человек является центром Вселенной. Во главе угла стоял труженик с твердой жизненной позицией, сильный духом и высоконравственный. В столкновении вечного и преходящего раскрывается его личность, обретается духовное богатство.
Айтматов считал, что вовсе не технический прогресс и повышение уровня жизни должны быть целью жизни индивидуума, а поиски истины и морали, пусть даже через жертвенность, как это было с Иисусом Христом. Эта идея движет героями его произведений — Бостоном, вечным тружеником, Дуйшеном — учителем, который отважился учить детей полудиких туземцев, большими тружениками были также Тана- бай и Буранный Едигей. На таких людях, по задумке автора, держался порядок, они были голосом совести своего народа.
Такие личности не остаются незамеченными. Экс-президент КР Роза Отунбаева на церемонии открытия мемориала писателя подчеркнула: «Давайте жить по примеру созданных Айтматовым героев». Эти образы вот уже много десятилетий восхищают читателей, заряжая своим позитивом и красочным внутренним миром. Один из читателей так отозвался о повести «Первый учитель»: «Когда я читал это произведение, мне хотелось каждое слово положить себе в карман».
Отрадно, что произведения писателя включены в школьные программы некоторых государств. Это дает надежду на духовное воспитание подрастающего поколения.
К сожалению, при жизни великого современника многие соотечественники не понимали его идей и старались очернить и оклеветать мастера слова. Все это можно назвать «великокыргызским трайбализмом» и «завистью». Однако «великий Гулливер» не поддался нападкам «лилипутов». Надо отметить, что автор этих строк также написал статью в защиту писателя под названием «И великан уязвим» («Свободные горы», 1993).
Писатель предугадал, что в эпоху развитого капитализма духовные ценности отойдут на задний план, уступив место алчности, жестокости и рыночным отношениям. В последнем романе он описывает реалии дня нынешнего — деградацию общества, уход таких ценностей классики, как музыка, опера и балет, драма и литература. Их вытеснила субкультура, нацеленная на широкие массы, безумные глаза и шоу- бизнес. Так называемые критики обрушились даже на замечательную оперную певицу Эльнуру Самарбекову, которая олицетворяет собой прелесть родных краев и красоту кыргызских женщин, — нежная и стройная, как кипарис.
Чингиз Торекулович грустно размышлял: «Очень много думаю о разных вещах — о своей жизни, о жизни общества, которое переживает поразительные изменения. Все ценное, что было, оказалось выброшенным, как хлам».
Отвечая на вопрос журналиста российской газеты «Ведомости» М. Кучерской, почему героям произведений неуютно в своем обществе, Айтматов подчеркнул: «Это два параллельных неравномерных процесса. В любой эпохе есть то, что нужно переосмыслить».
Все вышесказанное дает понять, что жизненные пути писателя и христианского мученика не просто совпадают, но и дополняют друг друга, даря надежду на лучшее будущее.
Сатынды САМЫКБАЕВ.
Related News
В ожидании чуда
С наступлением зимы наверняка многие задумались о том, как будут встречать Новый год. Хозяйки шерстятRead More
Гори, гори ярко
Вот и подходит к концу последний месяц года. Снега в городе практически нет, но инейRead More